5 и 7 сентября в Большом зале Филармонии им. Д.Д.Шостаковича прозвучат фортепианные концерты Рахманинова в исполнении Ильи Папояна и Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением Александра Титова. Читайте наш канал в TelegramПодписаться
Исполнение всех концертов С.В. Рахманинова в преддверии юбилейных дат гениального композитора давно уже стало традицией Филармонического общества Санкт-Петербурга.
В этих концертах в разные годы принимали участие выдающиеся оркестры нашего города и многие петербургские пианисты.
В нынешнем 2023 году, когда музыкальная общественность нашей страны широко отмечает 150-летие со дня рождения Рахманинова, Филармоническое общество проводит, без преувеличения, уникальную акцию.
Не просто повторяет исполнение рахманиновских концертов разными пианистами, а предлагает вариант, который, по крайней мере, в Санкт-Петербурге никогда и никем прежде не осуществлялся.
Впервые все четыре концерта и «Рапсодия на тему Паганини» прозвучат в исполнении одного солиста, а именно — молодого петербургского пианиста Ильи Папояна, завоевавшего признательность просвещенной публики, подтвержденную членами жюри многих музыкальных состязаний, но главное – жюри двух престижнейших московских конкуров — прошлогоднего I конкурса имени С.В. Рахманинова, и только что завершившегося XVII конкурса имени П.И. Чайковского, на каждом из которых молодой артист получил третью премию и бронзовую медаль.
Подчеркнем, что в основе замысла Филармонического общества лежит не достижение некой спортивной цели или желание удивить публику, а тот факт, что в репертуаре молодого 22-летнего пианиста оказались все рахманиновские концерты.
Идею поддержал и Александр Титов — художественный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, с готовностью согласившийся принять участие в этом удивительном событии, вполне достойном Книги рекордов Гиннеса. К тому же интерпретация молодого пианиста непревзойденных творений мирового фортепианного искусства, обещает стать интереснейшим творческим событием, способным выявить новые неожиданные смыслы в хорошо знакомых сочинениях.
Как известно, жанр фортепианного концерта был достаточно плодотворно освоен Гайдном, Моцартом, Бетховеном, Брамсом, Шуманом, Шопеном, Листом, Григом, Сен-Сансом, Чайковским и другими авторами. Но ни у кого из них этот жанр не был определяющим в творчестве. У Рахманинова же он стал одним из важнейших, вобравшим в себя весь образный мир творческих поисков композитора.
Первый концерт (фа-диез минор) был написан в 1891 году, на окончание консерватории. Отмеченный ярким мелодизмом и искренней, взволнованной лирикой, он был очень тепло принят и публикой и музыкальной критикой. В 1917 году, уже после создания Второго и Третьего концертов, Рахманинов фундаментально переделал свое первое серьезное сочинение. Новая редакция концерт была впервые исполнена автором 29 января 1919 года в Нью-Йорке.
Второй концерт (до минор), созданный в 1901 году, ознаменовал собой выход из длительного кризиса, вызванного провалом Первой симфонии, и открыл зрелый период творчества композитора. В знак благодарности, Рахманинов посвятил его врачу-психотерапевту и гипнотизеру Владимиру Далю, сумевшему убедить Рахманинова в непременном успехе этого сочинения.
И действительно, Второй концерт, благодаря своему удивительному мелодизму и отточенной форме, стал едва ли не главной визитной карточкой композитора, наряду с Первым концертом Чайковского входящим в самый востребованный репертуарный список концертирующих пианистов.
Третий концерт (ре минор), написанный в 1909 году – бесспорный пик всего творчества Рахманинова. Его значение стало понятным много позже, когда выдающиеся пианисты и дирижеры предложили различные интерпретации этого объемного и пианистически очень сложного сочинения. Среди всех записей концерта можно выделить записи Владимира Горовица, игравшего этот концерт, по словам Рахманинова, «лучше его самого».
Четвертый концерт (соль минор) был написан уже в эмиграции, в 1926 году. Посвященный сокурснику по консерватории Николаю Метнеру, он писался в течение нескольких лет, подведя многие итоги творческих поисков Рахманинова. Один из самых сложных для восприятия, этот концерт, прихотливый по форме и изысканно многослойный по своему эмоциональному ряду, он с каждым новым историческим периодом приобретает все новых и новых поклонников.
Рапсодия на темы Паганини (ля минор), созданная в 1934 году, по праву считается Пятым концертом композитора. От концерта ее отличает только то, что она написана в жанре вариаций. Однако, свойственные рахманиновским Вариациям монументальность, концертность и виртуозность, а также яркость мелодического материала делают их сочинением, чрезвычайно востребованным современными слушателями.
Информация предоставлена пресс-службой Филармонического общества Санкт-Петербурга
Источник: muzklondike.ru